Implementation of the environmental management system in a higher education institution

Antonov A.V.1
1 Российский университет транспорта, Russia

Journal paper

Leadership and Management (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 10, Number 2 (April-June 2023)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=53838241

Abstract:
The article is devoted to the question of the feasibility of implementing an environmental management system in an educational institution. Environmental management as an integrated approach in the company's work has been chosen as the object of research. Environmental management is aimed at the rational use of natural resources and minimizing environmental damage from the company's activities. International environmental standards have become the subject of research. There is an application for an environmental management system in every organization, regardless of its direction. This is due to the fact that everywhere there are areas that require optimization to reduce the negative impact on the environment. The sphere of environmental protection of the educational institution is inextricably linked with the system of preserving the life and health of employees and students. The author comes to the conclusion that continuous improvement and compliance with the principles of environmental management is an integral part of the overall management system of the company.

Keywords: environmental management system, management, production process, organization environment, environmental protection, harmful pollutants

JEL-classification: I23, Q56, Q01



Введение

Система экологического менеджмента представляет собой формирование, внедрение и осуществление работ, которые направлены на природоохранную деятельность. Благодаря данной системе достигается синергия в общей структуре управления, поддерживается баланс между выполнением задач предприятия и эффективного природопользования.

Внедрение экологического менеджмента в компании актуально независимо от её области деятельности. Подтверждением того, что компания придерживается принципов экоменеджмента, является получение соответствующего документа – экологического сертификата, который подтверждает, что все технологические процессы и выпущенные товары экологически безопасны на всех стадиях. Сертификат свидетельствует, что менеджмент в организации отвечает всем требованиям Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 14001-2016, который в свою очередь опирается на международный стандарт ISO 14001: 2015.

С середины ХХ века в мире остро начал подниматься вопрос влияния человеческой деятельности на окружающую среду. Первая публикация стандарта ISO 14001 напечатана в 1996 году. Актуальная версия переиздана в 2015 году.

Данный стандарт не предусматривает определённых технологий и усовершенствований методов управления влияния на среду обитания, он определяет наиболее существенные и необходимые условия для достижения синергии в системе экологического менеджмента.

Как заявляют авторы стандарта ГОСТ Р ИСО 14001-2016 в пункте 0.3 «Факторы успеха»: “Применение настоящего стандарта, однако, не гарантирует само по себе получение оптимальных экологических результатов. Применение настоящего стандарта может отличаться от одной организации к другой в зависимости от среды организации. Две организации могут осуществлять аналогичную деятельность, но иметь разные принятые обязательства, изложенные в экологической политике, экологические технологии и цели, и при этом обе могут соответствовать требованиям настоящего стандарта” [1].

Из данного высказывания можно сделать вывод, что разработка системы экологического менеджмента – мероприятие сугубо индивидуальное, нельзя “скопировать” готовый проект у предприятия, которое занимается схожей деятельностью.

Экологический менеджмент в высшем учебном заведении

Промышленное производство имеет множество технологических процессов, начиная с закупки и подготовки сырья, заканчивая контрольной сборкой и транспортировкой. Многие этапы сопровождаются выбросами различных химических веществ. Результатом деятельности промышленного производства является готовая продукция.

Университет не промышленное предприятие, выбросов мало, так же, как и потенциальных угроз для здоровья. Для чего же нужен высшему учебному заведению СЭМ (система экологического менеджмента)?

По аналогии с промышленной индустрией, у учебного заведения результатом деятельности будет являться компетентность выпускника. В ходе всего обучения студенты и другие обучающиеся непосредственно участвуют в производственном процессе университета, а именно в процессе реализации образовательных программ. Согласно Приказу Минтруда России от 29 октября 2021 года N 772н, с учётом СП 2.4.3648-20 и СанПиН 1.2.3685-21, учебные аудитории, лаборатории и иные помещения для проведения учебных занятий должны соответствовать всем нормам охраны труда [2], [3], [4]. Сфера охраны труда, как система сохранения жизни и здоровья работников и обучающихся тесно связана со сферой охраны окружающей среды, прежде всего с областью экологии человека и промышленной экологией. Таким образом, нарушение требований охраны труда и экологии - значит нарушение требований к качеству образовательных услуг, которые установлены российским законодательством. В частности, неправильное обращение с химическими реактивами и неверная их утилизация может привести к губительным последствиям как для здоровья человека, так и для окружающей среды.

Университеты России насчитывают сотни образовательных программ бакалавриата, специалитета и магистратуры, которые связаны с промышленным строительством, автомобилестроением, авиапромышленностью, железнодорожным и сельским хозяйством, а также химическим и биологическим направлением. В этих и других отраслях невозможно выполнить ни один проект, не учитывая экологические аспекты и риски. Из этого можно сделать вывод, что, если преподаватели и учебно-вспомогательный персонал нарушают нормы охраны труда и окружающей среды, это означает, что они не могут научить студентов их применению. Очевидно, качество образования при этом не может быть на приемлемом уровне.

В результате хозяйственной и иной деятельности университета образуются различного вида отходы из разного рода источников, которые потенциально могут негативно влиять на окружающую среду. В связи с этим стоит задача, как целесообразно развивать деятельность в области экологического менеджмента для университета, опираясь на ИСО 14001:2016. Стоит выделить, что действующее государственное экологическое управление не заменяется на новый экологический менеджмент, который является инициативой руководства компании, тем самым дополняя действующее управление.

Какие цели стоят при внедрении системы экологического менеджмента в ВУЗе (высшее учебное заведение)?

- повышение уровня знаний и квалификации профессорско-преподавательского состава (ППС) и учебно-вспомогательного персонала (УВП) в области охраны окружающей среды, охраны здоровья и обеспечения безопасности труда (ОЗиОБТ), необходимого для ведения учебного процесса и научной деятельности;

- улучшение условий труда и обучения в ВУЗе;

- улучшение имиджа ВУЗа на российском и международном уровне;

- участие в тендерах и конкурсах, для участия в которых необходимо наличие сертифицированной СЭМ.

Основной вид деятельности высшего учебного заведения - реализация образовательных программ, организация и проведение фундаментальных и прикладных научных исследований, и опытно-конструктивных работ, интеграция образовательной и научной (научно-технической) деятельности, внедрение результатов научных исследований в образовательную деятельность, вовлечение обучающихся, научно-педагогических работников в научную деятельность, разработку и внедрение инноваций.

Среда организации

Согласно параграфу 4 «Среда организации», ИСО 14001:2016, эколог предприятия должен определить внешние и внутренние факторы, на которые влияет предприятие, и которые влияют на организацию извне. Для этого необходимо учитывать географическое расположение предприятия и климатические особенности среды.

Климатические особенности

Эффективная система экологического менеджмента начинается с понимания того, как организация может взаимодействовать с окружающей средой. В качестве примера возьмём ВУЗ, который расположен на территории Москвы. Климат столицы характеризуют как умеренно континентальный, с чётко выраженной сезонностью. Географическое положение Москвы оказывает влияние на её климат. Город находится в центре Восточно-Европейской равнины, благодаря чему волны тепла и холода свободно распространяются. Относительно других локаций, которые расположены на той же широте, но восточнее, в столице относительно высокая температура в зимний период из-за влияния Гольфстрима, которые вызван средиземноморскими и атлантическими циклонами [5]. Из-за частой высокой относительной влажности образуются мельчайшие конденсации водяного пара, которые способствуют появлению тумана. В свою очередь промышленные предприятия и многочисленный автомобильный транспорт также способствуют конденсации водяного пара из-за сгорания топлива, что приводит к этому атмосферному явлению [6]. Погодные условия и климатические особенности мало влияют на экологическую деятельность ВУЗов Москвы, поскольку основной экологический аспект – накопление отходов, то есть временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.

Понимание потребностей и ожиданий заинтересованных сторон

Согласно п. 3.1.6 ИСО 14001:2016, заинтересованными сторонами являются лица или организации, которые могут прямо или косвенно влиять на решения или действия организации. Также к заинтересованным сторонам относятся организации или лица, на которых могут влиять решения и действия организации. Таким образом, заинтересованными сторонами в ВУЗе являются:

- Руководство университета, поскольку определяют общее направление и руководство деятельностью организации в области охраны окружающей среды, стремятся избежать штрафов, нареканий со стороны контролирующих органов и аварийных ситуаций, репутационных рисков.

- Сотрудники и обучающиеся ВУЗа, работающие и (или) проживающие на территории университета – поскольку своей деятельностью могут прямо и косвенно влиять на экологические результаты организации, например, лаборанты в химической лаборатории.

- Люди, проживающие поблизости от ВУЗа – поскольку деятельность университета может оказывать вредное воздействие на окружающую среду – загрязнение атмосферы и почвы.

- Местные органы власти и контролирующие органы города Москвы – Росприроднадзор и Роспотребнадзор, так как выдвигают требования в области охраны окружающей среды к деятельности университета. Органы власти могут оштрафовать, приостановить деятельность в случае невыполнения их требований, соответственно, влияют на издержки, репутацию и функционирование бизнеса.

Определение области применения системы экологического менеджмента

От того, насколько правильно определена область применения и ее параметры на стадии разработки системы менеджмента, напрямую зависит эффективность системы и доверие к ней потребителей и других заинтересованных сторон. За разработку системы экологического менеджмента в ВУЗе должен отвечать специалист-эколог специалист по охране труда или специалист по промышленной безопасности.

Лидерство

ИСО 14001:2016 отводит высшему руководству организации ведущую роль в разработке, внедрении, обеспечении эффективного функционирования и постоянного улучшения системы экологического менеджмента. Согласно требованиям международного стандарта, начальство компании обязано самостоятельно выполнять функции по управлению СЭМ, либо делегировать их подчиненным, но регулярно знакомиться с отчетами о работе системы и при необходимости принимать решения о предупреждающих и корректирующих действиях.

В российский ВУЗах первых лицом является ректор, который выступает в роли первого академического лица и руководителя-организатора административной составляющей жизни университета. Таким образом он отвечает и за академические, и за организационные решения. Обладая всеми полномочиями в ВУЗе, часть из них он может делегировать другим лицам. Но ответственность за принятие всех решений всегда лежит на нем. При ректоре существует коллегиальный совещательный орган — ректорат, состоящий из проректоров. Как правило в университете 5–10 проректоров, отвечающие за отдельные сферы деятельности, как академической (образовательный процесс, исследования, международная деятельность), так и хозяйственной (финансы, недвижимость, безопасность). [7]. Также в составе руководства важную роль занимает учёный совет, который занимается такими вопросами, как определение и принятие решений по основным направлениям деятельности университета, в том числе по вопросам организации и содержания учебного процесса, воспитательной работы с обучающимися, социально-экономическим вопросам, вопросам оплаты труда и хозяйственной деятельности и др.

Охрана труда как система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности неразрывно связана с экологией. Совершенствование системы охраны труда и экологии может базироваться на профессиональном подходе к решению актуальных задач в этой области [8]. Реализация такого подхода возможна только при условии хорошо поставленного образовательного процесса в области безопасности жизнедеятельности, так как выпускники учебных заведений заняты непосредственно в технологических процессах различных производств в качестве квалифицированных рабочих или руководителей. Именно этот контингент работающих на практике реализует полученные знания, от уровня которых во многом зависят как здоровье, так и работоспособность конкретных работников. Особую значимость вопросы охраны труда и экологии приобретают на фоне производственного травматизма и профессиональной заболеваемости [9]. Именно поэтому целесообразно рассматривать охрану труда и экологию совместно.

Служба, ответственная за охрану труда и экологию университета должна руководствоваться Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, уставом университета, иными локальными нормативными актами университета и положением о службе. Осуществление и координация деятельности всех подразделений университета в области охраны окружающей среды и проведение экологической политики на предприятии непосредственно отвечает руководитель службы, который назначается на должность и освобождается от занимаемой должности в установленном порядке.

Экологическая политика

Университет должен опираться на принципы устойчивого развития, учитывает интересы всех сторон, включая сотрудников и студентов университета, а также жителей прилегающих территорий и проживающих в общежитиях при университете [10]. Экологическая политика – это совокупность основных принципов, намерений и обязательств компании, которая создаёт основу для разработки собственных экологических целей и задач.

К основным экологическим принципам ВУЗа в Российской Федерации можно отнести:

- Планомерное уменьшение негативного воздействия технологических процессов на окружающую среду, снижение экологических рисков за счет внедрения наилучших доступных технологий, достижений науки и техники.

- Соблюдение мер по предупреждению негативных последствий.

- Поддержание уровня промышленной и экологической безопасности, соответствующего современным международным нормам и требованиям.

- Систематичный контроль за соблюдением требований экологической безопасности.

- Повышение уровня компетентности персонала в вопросах охраны окружающей среды.

- Взаимодействие с заинтересованными сторонами, общественными организациями и СМИ.

- Открытость общественно значимой информации об экологической деятельности Компании.

К задачам экологической политики можно отнести:

- Внедрение и непрерывное совершенствование системы экологического менеджмента.

- Применение риск-ориентированного подхода к обеспечению безопасности жизни и здоровья, на основе постоянного контроля и идентификации вновь выявленных рисков, проведение мероприятий по их снижению.

- Организация постоянного обучения и регулярной проверки знаний требований техносферной безопасности.

- Выполнение обязательных и добровольных требований в области экологической безопасности.

- Обмен информацией со значимыми заинтересованными сторонами.

Принятые обязательства

Руководство университета обязуется:

- Следовать целям экологической политики в области техносферной безопасности.

- Соблюдать законодательные и иные требования в области экологического менеджмента и смежных областях права.

- Проводить в установленные сроки производственный экологический контроль с целью идентификации вредных загрязняющих веществ; своевременное заполнение журналов учета в области обращения с отходами; заполнение и сдача отчета 2-ТП (отходы); заполнение и сдача Декларации платы за негативное воздействие на окружающую среду; внесение платы за НВОС, авансовых платежей за НВОС; ведение сводного кадастра отходов производства и потребления Москвы [11].

- Реализовывать организационные, технические и иные мероприятия и методы управления, обеспечивающие экологическую безопасность.

- Обеспечивать систему управления экологической безопасности необходимыми ресурсами, включая кадры, финансы, технологии и оборудование.

- Повышать грамотность сотрудников в области экологической безопасности посредством внутреннего обучения, тренировок, проверки знаний, показа учебных фильмов, организации внешнего обучения в специализированных организациях. Обеспечение финансовыми, материальными и методическими средствами образовательный процесс.

- При принятии решений в области экологической безопасности использовать передовой опыт и ведущие научные достижения с применением риск-ориентированного подхода с учётом вероятностей возникновения различных рисков в будущем.

- Размещать на сайте университета политику в области экологической безопасности.

- Учитывать при реализации политики в области экологической безопасности интересы работников и обучающихся, Российской Федерации, партнёров, общественности и иных заинтересованных сторон.

Экологическая политика университета подлежит пересмотру и обновлению не реже, чем один раз в пять лет с момента утверждения. При необходимости политика в области экологической безопасности пересматривается в более короткий срок.

Руководство и работники университета берут на себя ответственность за реализацию настоящей политики в области экологической безопасности и считают, что следование ей является обязанностью каждого работника университета.

Политика университета в области экологической безопасности основывается на непрерывном совершенствовании системы экологического менеджмента.

Основные принципы обеспечения здоровья и безопасности работников университета:

1. Люди – главная ценность университета.

2. Сохранение жизни и здоровья работников и обучающихся в процессе трудовой и образовательной деятельности – главный приоритет в деятельности университета.

3. Осуществление производственной деятельности с учётом всех вероятностных рисков причинения вреда жизни и здоровью, в соответствии с требованиями действующего законодательства, передовых международных практик, внутренних нормативных документов в области охраны труда и экологической безопасности.

4. Мотивация и поощрение работников за активное участие в развитии и поддержании системы экологического менеджмента и управления охраной труда, здорового образа жизни.

5. Создание превентивной культуры экологической безопасности и охраны труда на индивидуальном, административном, организационно уровнях с учётом риск-ориентированного подхода в работе экологического менеджмента и системы управления охраной труда.

6. Ежегодная оценка эффективности работы в области обеспечения здоровья и безопасности работников и обучающихся университета.

7. Взаимодействие с профсоюзными организациями и работниками по вопросам условий труда осуществляется на основе социального партнерства.

Соблюдение данных принципов университет считает залогом оптимального сочетания экономических и производственных интересов с обеспечением безопасности жизни и здоровья работников, а также безопасности окружающей среды [12].

Улучшение

Улучшение функционирования системы экологического менеджмента в университете производится по результатам контроля функционирования экологического менеджмента и мониторинга реализации процедур, а также учёта результатов расследования аварий, несчастных случаев, профессиональных заболеваний, результатов контрольно-надзорных мероприятий органов государственной власти, предложений работников и (или) уполномоченных ими представительных органов.

При планировании улучшения функционирования системы экологического менеджмента университет проводит анализ эффективности СЭМ, предусматривающий оценку следующих показателей:

1) Степень достижения целей в области экологической безопасности.

2) Способность СЭМ обеспечивать выполнение обязанностей университета, отраженных в экологической политике.

3) Эффективность действий, намеченных в университете на всех уровнях управления по результатам предыдущего анализа эффективности функционирования СЭМ.

4) Необходимость изменения СЭМ, включая корректировку целей в области экологической безопасности, перераспределение обязанностей должностных лиц университета в области экологической безопасности, перераспределение ресурсов работодателя.

5) Необходимость изменения критериев оценки эффективности функционирования СЭМ.


References:

Brusentsov S.G. (2015). Rol okhrany truda na proizvodstve [The role of occupational health and safety in the workplace]. Scientific and methodical electronic journal Concept. (12). 81-85. (in Russian).

Buzmakov S.A., Andreev D.N. (2012). Printsipy ustoychivogo razvitiya v vedushchikh mirovyh universitetakh [Principles of sustainable development in the world's leading universities]. Scientific periodical journal Geographical Bulletin. (2(21)). 74-84. (in Russian).

Kartavyh M.A., Bicheva I.B., Popova L.V. (2016). Obrazovanie v oblasti bezopasnosti zhiznedeyatelnosti i ustoychivoe razvitie [Education in the field safety of human life and the sustainable development]. Vestnik of Minin University. (1-1(13)). 21. (in Russian).

Kuzminov Ya., Yudkevich M. (2021). Universitety v Rossii: kak eto rabotaet [Universities in Russia: how it works] M.: Izdatelskiy dom NIU VShE. (in Russian).

Страница обновлена: 03.03.2025 в 02:17:37